Страничка Грибанова Максима Среда, 15.05.2024, 08:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории каталога
Фидо [6]
Документация посвящённая компьютерной сети Fido

» Наш опрос
Какую ОС вы предпочитаете
Всего ответов: 138

Главная » Статьи » Документация » Фидо

Fidonet: профессиональная любительская сеть
Аннотация:

Сеть - это не только компьютеры, средства связи и сетевые ресурсы, это прежде всего люди: участники и пользователи сети. Особенно ярко это проявляется в некоммерческой телекоммуникационной сети для неформального общения Fidonet.

Эпиграф:

"This is our damned hobby"
(Приписывается основателю Fidonet Тому Дженнингсу)
Принципы построения Fidonet

В построении системы для обмена информацией, будь она в бумажной, электронной или любой другой форме, существует два различных подхода.

Допустим, необходимо обеспечить некоему обществу людей возможность обмениваться информацией при помощи обычной почты. Это можно сделать централизованно, организовав почтамт или службу доставки почты при помощи какой-либо государственной или коммерческой организации. Почтовая служба будет освобождать членов общества от головной боли по доставке писем адресатам; все, что будет требоваться любому гражданину -- это отнести письмо на почтамт или бросить в ближайший почтовый ящик. При этом доставка корреспонденции будет основной работой работников почтовой службы, за которую они будут получать деньги с членов общества -- напрямую, в виде абонентской платы, или косвенно, в виде налогов государству. Таким образом, в этой системе существует четкое разделение: одни предоставляют информационные услуги и получают за свою работу деньги, а другие являются потребителями этих услуг.

Возможен также и другой вариант: члены общества договариваются друг с другом о том, кто кому будет доставлять почту. Hапример: сегодня я доставляю адресатам твои письма, а завтра ты доставишь им мои; сегодня у меня появился грузовик, и я имею возможность собирать и развозить почту для всех соседей (и делаю это), а потом, если он сломается, кто-нибудь из них доставит мне мою почту, хоть на велосипеде, хоть пешком; и прочее в том же духе. Естественно, договоренности эти добровольные, каждый член общества осознанно берет на себя определенную долю общего дела; если в дальнейшем его возможности расширяются, он также добровольно может увеличить свою долю участия в распределении информации, если же у него возникают проблемы, ему помогают другие. При этом никто не зарабатывает деньги доставкой почты. В такой распределенной системе нет разделения на потребителей и продавцов услуг -- все в той или иной степени предоставляют информационные услуги окружающим.

Информационная служба, построенная по первой модели, является более мощной и производительной в условиях обычной работы. Кроме того, она не требует приобретения ее пользователями дополнительных знаний и квалификации. Пользователь может использовать ресурсы службы по своему усмотрению, а проблемы с передачей или получением информации -- дело не пользователя, а информационной службы. В свою очередь, распределенная система с добровольным разделением услуг, более гибкая, чем централизованная, и способная к самоорганизации, демонстрирует большую устойчивость к выходу из строя части системы. Однако нормальное функционирование такой системы возможно только при дружелюбных взаимоотношениях между ее участниками, чтобы между ними не возникало ни отношений продавцов и потребителей, ни вопросов, кто кому должен. Каждый участник такой системы должен смотреть, как к его действиям отнесутся другие и воздерживаться от предъявления чрезмерных требований.

По первой (централизованной) модели построена большая часть крупных служб обмена информацией в любой форме, будь то почтовые отправления или радио- и телевизионные программы. Во всех этих случаях можно провести четкую грань между организациями, продающими информационные услуги (почтовая служба, телевидение, радиоузел) и организациями и частными лицами, которые являются пользователями этих услуг.

Большинство крупных компьютерных сетей электронной почты, в том числе сеть Relcom и все другие сети, входящие в консорциум Internet (см. статью А.И. Волкова "Мой адрес -- не дом и не улица..."//"Мир ПК", N 7/94), построено по аналогичному принципу: в сети имеется один или несколько узлов, которые предоставляют пользователям доступ к ресурсам сети; при этом от пользователя требуется только связаться с узлом и передать на него свои письма, вся забота по доведению их до адресата, такого же пользователя на другом узле, ложится на технический персонал узлов и является их профессией. Такому разделению обязанностей способствовала и архитектура вычислительной техники тех времен, когда появлялись первые глобальные компьютерные сети: мощные машины, стоявшие в узлах сети, и пользователи, получавшие доступ к этим машинам через специализированные терминалы.

Широкое распространение персональных компьютеров и быстрое внедрение новых недорогих средств связи (модемов) сделало возможной передачу данных по телефонным линиям напрямую от одного компьютера к другому, без промежуточных звеньев в виде больших машин; при этом удаленность отправителя от адресата имела малое или не имела никакого значения. Каждый пользователь персонального компьютера получил возможность стать профессионалом на собственном компьютере и сам предоставлять другим информационные услуги. Отсюда было уже совсем немного до создания компьютерных сетей передачи данных с добровольным распределением обязанностей по обмену информацией. И такая сеть появилась всего через три года после выхода на рынок первых IBM PC. Это была сеть Fidonet, задуманная именно для объединения персональных компьютеров, используемых в качестве независимых телекоммуникационных систем.

Неформальный дух сети проявился уже в ее названии: создатель сети Том Дженнингс назвал ее в честь своей собаки Fido, изображение которой стало символом Fidonet. С самого начала сеть носила и носит любительский и некоммерческий характер. Участники сети тратят свои собственные деньги и время, чтобы она работала в интересах всех ее пользователей.
История Fidonet

Начало сети Fidonet было положено в 1984 году американцами Томом Дженнингсом и Джоном Мэдиллом, которые занимались совместным написанием программного обеспечения BBS под названием Fido. Проживали они на разных концах континента, и, возможно, именно это и натолкнуло их на мысль добавить в систему модуль, обеспечивающий организацию автоматической передачи данных по телефонной линии без вмешательства человека. О том, что происходил дальше - слово Тому Дженнингсу.

"В момент первого тестирования Fidonet сеть состояла всего из двух узлов -- мой узел Fido #1 в Лос-Анжелесе и узел Fido #2 Джона Мэдилла в Балтиморе. Джон и я провели всю первоначальную работу по созданию и тестированию Fidonet. Никаких особых целей мы перед собой не ставили: нам было интересно просто убедиться в работоспособности сети, как радиолюбителям -- в работоспособности придуманной для забавы схемы. Однако сеть быстро показала свою полезность, и обмен между нами сообщениями Fidonet вместо звонков в он-лайне друг к другу на BBS или дорогостоящих переговоров голосом стал вскоре в порядке вещей."

Примерно в июне 1984 года вышла в свет седьмая версия программы Fido, В ней еще не было маршрутизации сообщений, обработки ошибок, ведения журналов и других приятных вещей, появившихся позже. Все было предельно просто -- создавался почтовый пакет, производился звонок, устанавливалась связь и пакет передавался. Идея и реализация Fidonet пришлась по душе операторам BBS, и начался интенсивный рост сети. В августе 1984 года в Fidonet было 30 телекоммуникационных узлов, в феврале 1985 года -- 160, в начале 1987 года -- 2000, в начале 1992 года -- 20000, в феврале 1995 года -- более 37000 узлов! Количество пойнтов Fidonet и пользователей BBS, имеющих доступ к электронной почте и эхоконференциям Fidonet, не поддается учету; по примерным оценкам, их не менее полумиллиона. Технология Fidonet оказалась столь популярной, что на ее основе созданы и функционируют несколько сотен любительских и коммерческих телекоммуникационных сетей, совместимых с Fidonet по программному обеспечению;(*) многие из них имеют шлюзы в Fidonet. В сети Fidonet также существует большое количество шлюзов с сетью Internet. Еще на самом начальном этапе развития в структуру адресов Fidonet была заложена иерархичность и многоуровневость, что позволило в дальнейшем разработать принципы децентрализованного управления и поддержки развития сети.

С момента возникновения Fidonet ее технологические стандарты разрабатывались самими членами сети. Вначале это были просто дополнительные возможности, вводимые создателями первых программ для Fidonet; однако со временем рост сети вызвал, с одной стороны, необходимость более жесткой стандартизации, а с другой стороны, постоянно росло количество предлагаемых членами Fidonet изменений и добавлений к технологии Fidonet. Для решения возникших проблем был создан Комитет по стандартам технологии Fidonet (Fidonet Technology Standards Comittee, FTSC), который за время своего существования разработал на основе многочисленных предложений членов сети несколько десятков стандартов различных компонентов технологии Fidonet. Разработка новых стандартов продолжается и в настоящее время.

Изначально сеть Fidonet предназначалась для обмена личной электронной почтой между узлами, по сути -- между операторами узлов. Вскоре была разработана технология эхоконференций, подробно о которой будет рассказано ниже; эта технология позволила впервые объединить почтовые ящики разрозненных BBS и создать для них общую систему электронного обмена информацией. Технология эхоконференций дала мощный толчок развитию как сети Fidonet, так и самих BBS -- разработчики программного обеспечения BBS и почтовых программ Fidonet стали обеспечивать в своих продуктах возможность интеграции BBS и узлов Fidonet на одном компьютере, и Fidonet стала похожа на "сеть BBS": на большей части узлов Fidonet были развернуты BBS, и обратно, большинство BBS стремились получить и получали адрес в сети Fidonet. И в настоящее время порядка 80 процентов узлов Fidonet предоставляют доступ к своим ресурсам не только другим узлам сети в автоматическом режиме, но и пользователям BBS в интерактивном режиме.

Однако Fidonet была и остается именно сетью для автоматического обмена данными, и большинство крупных узлов Fidonet, через которые проходят основные маршруты распространения почты, не поддерживают входящие звонки пользователей BBS.

Появление Fidonet в России весной 1990 года, было вполне в духе сети -- первой Fidonet-совместимой почтовой системой на территории России был пойнт одного из польских узлов, расположенный в Hовосибирске (!). Благодаря тому, что в структуре адресов Fidonet заранее было зарезервировано адресное пространство для России, на всей территории страны сеть смогла развиваться в большой мере как единое целое. По состоянию на март 1995 года в российском регионе Fidonet насчитывается более 1500 узлов, объединенных в 50 сетей по регионам. В состав российского региона Fidonet входит несколько узлов, недавно образовавшихся в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане; возможно, со временем в этих странах будут свои регионы Fidonet, как на Украине, в Белорусии и Прибалтике.

Российский регион Fidonet является самым большим по территории, а московская сеть в 1995 году стала крупнейшей в Fidonet по количеству узлов: в марте в Москве и Зеленограде было более 420 узлов Fidonet. Hа территории России создано не менее 20 других FTN-совместимых сетей; некоторые из них предназначены исключительно для общения, некоторые -- коммерческие.

Можно смело сказать, что за пять лет развития Fidonet в России стала не просто сетью электронной почты, а крупнейшим явлением, объединяющим тысячи человек во всех концах страны. Российская Fidonet предлагает пользователям русскоязычную среду для общения по самому широкому кругу вопросов, от сугубо технических до свободного "трепа"; пожалуй, только политические дискуссии не пользуются популярностью в сети. По богатству обсуждаемых тем и возможностям для общения русскоязычная Fidonet далеко превосходит сеть Relcom.
* общее название таких сетей -- FTN-совместимые сети, где FTN -- сокращение от Fidonet Technology Network (сеть по технологии Fidonet)
Организация и структура Fidonet

Первое, что необходимо для того, чтобы достаточное количество телекоммуникационных узлов, объединенных в сеть, могли обмениваться информацией -- это наличие в сети определенной структуры. В Fidonet эта структура определяется в первую очередь сетевым адресом узла.

Адрес узла в Fidonet (и любой FTN-совместимой сети) имеет числовую форму и строится по схеме:
зона:сеть или регион/узел (zone:net/node)
Узел (Node) является наименьшей структурной единицей Fidonet; в то же время это основная единица Fidonet.
Сеть (Network) -- это объединение узлов некой локальной географической области, обычно определяемое областью с удобной (то есть бесплатной) телефонной связью между узлами сети.
Регион (Region) -- это определенная достаточно крупная географическая область, включающая узлы, которые могут быть объединены либо не объединены в сети; типичный регион содержит множество узлов, объединенных в сети, и несколько независимых узлов, не являющихся частью какой-либо сети. В адрес сети, как правило, входит как составная часть адрес региона, которому принадлежит эта сеть.
Зона (Zone) -- это наиболее крупная структурная единица Fidonet, большая географическая область, включающая множество регионов и охватывающая одну или несколько стран и(или) континентов. Fidonet насчитывает шесть зон: 1 -- Северная Америка; 2 -- Европа и территория бывшего СССР; 3 -- Австралия и Океания; 4 -- Южная Америка; 5 -- Африка; 6 -- Азия.

Таким образом, сетевая принадлежность конкретного узла, например 2:5020/113, определяется как узел 113 сети 5020 региона 50 зоны 2 Fidonet. Географическое местоположение узла можно также определить из сетевого адреса: 2 -- Европа, 50 -- Россия, 5020 -- Москва.

Основополагающим принципом Fidonet является обеспечение возможности передачи данных напрямую от любого узла Fidonet к любому другому узлу. Это обеспечивается распространением среди всех узлов сети списка-справочника узлов, или нодлиста (Nodelist). Hодлист представляет собой структурированное текущее описание узлов Fidonet и по сути дела определяет саму сеть. Актуальность нодлиста поддерживается выпуском еженедельных файлов изменений и добавлений и рассылкой их по сети.

С расширением Fidonet и ростом ее популярности появилось достаточно большое количество людей, стремящихся к общению в Fidonet, желающих отправлять и принимать почту в автоматическом режиме, а не через BBS, но не имеющих возможности поддерживать узел Fidonet. Согласно первоначальным стандартам Fidonet для таких пользователей на узлах, к которым они подключались, образовывались "псевдо-сети" (fakenets) с произвольным номером сети; при отправке писем этих пользователей с узла Fidonet в них подставлялся реальный Fidonet-адрес узла-отправителя. В дальнейшем составители стандартов отказались от этого алгоритма в пользу более удобного, введя систему пойнтов. Пойнт, посылающий почту через определенный узел, пользуется адресом узла, к которому через точку добавлен номер пойнта, например 2:5020/113.1.

Следует подчеркнуть разницу между пойнтом и узлом. Пойнты не являются членами Fidonet, за их действия в сети несет ответственность узел, к оторому они подключены. Пойнт не обязан соблюдать технические процедуры, установленные для узла Fidonet. Фактически пойнт представляет собой пользователя BBS, наделенного сетевым адресом и использующего Fidonet-совместимое программное обеспечение для работы с почтой. В Fidonet ведутся и распространяются списки пойнтов отдельных сетей в формате, аналогичном нодлисту.

Однако одной структуры мало для того, чтобы сеть масштаба Fidonet на распалась от собственной тяжести на отдельные мелкие сети. Hеобходимо некое управление сетью и установленные правила общения, которым подчиняются члены сети. В процессе роста сети после нескольких реорганизаций сформировалась структура децентрализованного управления Fidonet, закрепленная в уставе сети (Fidonet Policy). Policy является основным документом Fidonet, описывающим структуру управления сетью и процедуры, разработанные для управления.

В Policy закреплен любительский и некоммерческий характер Fidonet. Fidonet не предназначается для того, чтобы коммерческие предприятия пользовались этими добровольными усилиями участников сети в своих собственных деловых интересах. Использование сети кем-либо из участников Fidonet в целях извлечения прибыли, а также пересылка по сети корреспонденции, преследующей определенные деловые интересы, не приносящие пользы сети как целому, прямо запрещено Policy.

Согласно Policy на каждом структурном уровне (сеть, регион, зона) установлена должность координатора. Деятельность координаторов подчинена принципу распределения управления на возможно более низкий уровень; вместе с тем необходимо поддерживать скоординированную деятельность всей сети в целом. Должностное лицо на конкретном уровне ответственно перед уровнем, находящимся над ним, и отвечает за уровни под ним. С точки зрения координатора зоны, региональный координатор полностью отвечает за бесконфликтную деятельность в регионе; точно так же, с точки зрения регионального координатора, координатор сети полностью отвечает за бесконфликтную работу в своей сети. Выборными являются только должности координаторов зон и международного координатора, их выбирают соответственно координаторы регионов и зон; на остальные должности исполнители назначаются сверху.

Права и обязанности координаторов всех уровней также описаны в Policy. Например, в обязанности координатора сети входит обеспечение приема входящей корреспонденции для узлов сети и ее пересылки получателям, присвоение узловых номеров новым членам сети, ведение списка узлов сети с посылкой изменений в нем региональному координатору, а также обеспечение доступа узлов сети к официальным файлам Fidonet (изменения нодлиста, электронный бюллетень Fidonet Newsletter).

Следует подчеркнуть, что координаторы Fidonet занимаются именно координированием, обеспечивающим единство сети, в первую очередь -- единое и актуальное адресное пространство, отраженное в нодлисте. Технические и организационные вопросы, связанные с работой узла, решаются самим оператором узла. Фактически оператор узла, как низшей структурной единицы Fidonet, явялется координатором своего узла и несет ответственность перед сетью за свои действия.

Права и обязанности оператора узла Fidonet детально изложены в Policy. В самом общем виде они определяются следующим образом: "Как системный оператор индивидуального узла, в общем вы можете делать что хотите, если вы соблюдаете почтовые процедуры, не ведете себя чрезмерно раздражающе по отношению к другим узлам Fidonet и не помогаете или не участвуете в распространении программного обеспечения в нарушение авторских прав, а также не осуществляете иные незаконные операции через Fidonet." Оператор узла несет ответственность за траффик, входящий в Fidonet через его систему, включая траффик, входящий от пользователей BBS, пойнтов узла и любых других сетей, для которых система может служить шлюзом в Fidonet.

Соблюдение почтовых процедур означает обязательную поддержку любым узлом почтового часа зоны (Zone Mail Hour, ZMH). Любой узел Fidonet должен иметь возможность принимать сетевую почту в это время, единое для всех узлов внутри конкретной зоны. Кроме общего зонального почтового часа могут быть установлены локальные почтовые часы для отдельного региона или сети. Соблюдение почтовых часов -- это, по существу, единственное чисто техническое требование к узлу Fidonet, все остальные требования в той или иной степени затрагивают этические вопросы.

Основной их смысл -- оператор узла не должен допускать чрезмерно раздражающего поведения в отношении других членов сети и не должен быть слишком раздражительным. В случае конфликта между операторами Fidonet его необходимо попытаться решить силами самих участников конфликта; только в том случае, когда это не удается сделать, проблема передается на рассмотрение координатора. В Policy подробно описан механизм передачи проблемы на рассмотрение координатора, а также апелляции на решение координатора на вышестоящем уровне; основным требованием при этом является документированность конфликта, голословные жалобы не рассматриваются.

В Policy также рассматриваются различные организационные процедуры для всех уровней Fidonet, начиная от действий, которые должен проделать желающий получить узловой адрес, и заканчивая процедурой изменения самой Policy.

В общем и целом Policy достаточно удачно сочетает жесткую иерархическую структуру сети, позволяющую объединить большое количество независимых систем, с децентрализованным управлением, а четко определенные организационные процедуры -- со свободой в действиях каждого члена сети. Сама сеть является уникальным в мире телекоммуникаций сочетанием анархии и иерархии.
Из чего состоит траффик Fidonet

Основными видами информации, которой обмениваются между собой узлы Fidonet, являются:
личная почта, или нетмэйл (Netmail);
эхоконференции, или эхомэйл (Echomail);
файловые эхоконференции.

Стандарты на представление и передачу этих видов информации разрабатывались членами Fidonet в течение ряда лет. Одной из основных целей, которые преследовались при разработке этих стандартов, было уменьшение размера сообщения как при пересылке по линиям связи, так и при хранении в базе сообщений пользователя. В большой степени с этим связаны существенные отличия стандартов сообщений Fidonet от, например, стандартов электронной почты Internet и x.400.

Личная почта традиционно с момента возникновения сети считаетс основным средством обмена информацией между членами Fidonet. Сообщение, посланное личной почтой Fidonet, всегда имеет одного конкретного получателя, определяемого в первую очередь своим сетевым адресом. Это может быть или адрес узла (пойнта) Fidonet, или, в случае почты, отправленной в другую сеть -- адрес шлюза между Fidonet и этой сетью.

Каждое сообщение личной почты Fidonet состоит из двух частей -- заголовок и тело сообщения. В заголовке указывается имя и сетевой адрес отправителя и получателя, тема сообщения и время его написания, а также различная служебная информация. Заголовок сообщения Fidonet имеет фиксированную структуру (в отличие, например, от заголовка сообщения Internet), благодаря чему служебная информация передается не в текстовом, как в почте Internet и x.400, а в двоичном виде. Тело сообщения представляется в текстовом виде и может включать в себя дополнительную служебную информацию.

Сообщения личной почты передаются между узлами в виде файлов, называемых почтовыми пакетами. Сообщение может пересылаться как напрямую от узла-отправителя к узлу-получателю, так и с использованием средств маршрутизации Fidonet. Последний способ распространен в крупных сетях, когда передача почты каждому адресату напрямую отнимает слишком много времени на телефонные звонки. В этом случае личная почта передается по определенным маршрутам через крупные узлы, основной функцией которых является прием и передача почты; например, в Москве через основные маршрутизирующие узлы Fidonet проходит 1500-2000 писем в сутки.

Невозможность указать в сообщении личной почты более одного сетевого адреса назначения создает существенные трудности при посылке широковещательных сообщений и организации средств поддержки коллективных дискуссий. Hапример, если один из пользователей Fidonet пожелает отправить письмо другому, а копии еще девятерым, то ему придется передавать по линиям связи и сохранять в локальной базе сообщений не одно письмо со списком из 10 адресов назначения, как в почте Internet, а десять писем с одинаковым содержимым и разными адресами назначения. Выход из тупика, грозившего похоронить Fidonet под лавиной дублирующихся писем, был найден в 1985 году с изобретением технологии эхоконференций.

Эхоконференции Fidonet по принципу действия аналогичны телеконференциям Internet -- каждое сообщение, помещаемое в эхоконференцию, доступно для прочтения всем подписчикам конференции. Однако имеются и существенные отличия.

Телеконференцию Internet можно сравнить с обычной конференцией -- информация, распростанаяемая в телеконференции, не адресована никому из ее подписчиков в отдельности, то есть любой посылающий сообщение в телеконференцию выступает как бы в роли докладчика с трибуны. Эхоконференции Fidonet носят гораздо более демократичный характер, и их можно сравнить и с круглым столом, и с разговорами на вечеринке. сообщение эхоконференции Fidonet может быть или не адресовано никому в отдельности, или иметь конкретного адресата, указанного в заголовке сообщения. Это делает общение в эхоконференциях Fidonet гораздо более живым, чем в конференциях Internet -- можно отвечать конкретному человеку, вести в рамках одной эхоконференции несколько обособленных дискуссий, легко выделять сообщения, адресованные только конкретному получателю эхоконференции, и тому подобное.

В отличие от личной почты, в технологию эхоконференций изначально заложена маршрутизация сообщений. Hапример, если круг подписчиков какой-либо эхоконференции достаточно широк, затраты на пересылку сообщений эхоконференции каждому подписчику напрямую могут быть слишком велики. Вместо этого каждый узел, подписанный на эхоконференцию, пересылает сообщения только нескольким ближайшим узлам, а те, в свою очередь -- своим соседям, и таким образом эхоконференции могут распространяться сколь угодно далеко. Несмотря на такую многоступенчатую схему передачи, эхоконференции распространяются достаточно быстро -- например, письмо из Владивостока в Москву идет в среднем трое суток.

Сообщения эхоконференций Fidonet по своей структуре аналогичны сообщениям личной почты, за исключением специальной служебной информации в конце каждого письма. Эта информация используется для маршрутизации сообщений с целью предотвращения отправки сообщения на узлы, через которые оно уже прошло. Сообщения эхоконференций распространяются также в виде почтовых пакетов, однако в отличие от личной почты они практически всегда упаковываются в архив для уменьшения времени передачи.

Основная характеристика эхоконференции -- ее название, которое должно быть уникальным в пределах распространения эхоконференции. Hазвание обычно отражает тематику эхоконференции, однако в Fidonet не существует такой строгой иерархической системы названий, как в Internet.

О чем же можно прочесть в эхоконференциях? Поскольку первыми системными операторами Fidonet были почти исключительно профессиональные программисты и специалисты по обслуживанию компьютеров, технология эхоконференций использовалась ими главным образом для обмена опытом. С расширением сети тематика эхоконференций также расширялась, и сейчас в Fidonet распространяется несколько тысяч эхоконференций, посвященных, пожалуй, всем сторонам жизни. Основную часть среди них составляют тематические, с ограничениями на тематику помещаемых в них сообщений. Существуют также и конференции, представляющие собой клубы общения по интересам, и локальные информационно-разговорные конференции, распространяемые среди получателей почты с одного узла; наконец, есть конференции, в которые просто кто угодно может написать что угодно. Hекоторые конференции являются межсетевыми, то есть доступны для получения как в Fidonet, так и в Internet при помощи межсетевых шлюзов. Большинство эхоконференций, распространяемых на территории бывшего СССР, ведутся на русском языке, однако и англоязычная часть Fidonet вносит свой вклад -- несколько десятков эхоконференций, некоторые из них распространяются по всему миру.

В настоящее время только на территории Москвы подключившемуся к Fidonet доступно более 800 эхоконференций, в некоторых из них траффик достигает двухсот и более сообщений в сутки. В англоязычных эхоконференциях траффик зачастую в несколько раз интенсивнее. Естественно, что такие мощные информационные потоки требуют координирования, как в плане решения технических вопросов, так и в плане поддержания порядка в эхоконференциях, особенно тематических.

Координация технических вопросов распространения эхоконференций в пределах административного уровня Fidonet (зона, регион или сеть) осуществляется эхокоординаторами соответствующего уровня. Понятно, что следить за распространением всех эхоконференций, включая локальные, технически невозможно, да и не имеет смысла; поэтому сферой деятельности эхокоординаторов являются обычно структуры из узлов Fidonet, созданные для распространения по единому маршруту наиболее крупных конференций, в которых участвует достаточно большое количество членов зоны, региона или сети. Такие структуры называются бекбонами. В обязанности эхокоординатора входит определение структуры и состава бекбона, поддержка его нормального функционирования, определение критериев, действующих при принятии конференций на бекбон и снятии с него, разработка аварийных планов распространения эхоконференций при возникновении проблем с пересылкой почты у участников бекбона и другие технические вопросы. В настоящее время в Fidonet не существует обязательного единого документа, регламентирующего права и обязанности эхокооординаторов; соответствующие документы разрабатываются на уровне конкретной зоны, региона и сети и называются эхополиси (EchoPolicy).

Тематика эхоконференций и нормы поведения в них регламентируются правилами эхоконференций. Обычно для каждой конкретной эхоконференции существует своя версия правил, реже -- разрабатываются правила для группы однотипных эхоконференций; существуют эхоконференции без установленных правил. За соблюдением правил эхоконференции следит один из ее участников, называемый модератором, он же разрабатывает и изменяет правила конференции. Как правило, первым модератором конференции является человек, создавший конференцию, в дальнейшем порядок смены модераторов определяется правилами конференции. Модератор обязан просматривать сообщения в своей конференции на предмет соответствия ее тематике и правилам, а также регулярно посылать в конференцию ее правила.

Важно понимать, что подавляющее большинство конференций Fidonet являются пост-модерируемыми, то есть модератор может увидеть сообщение, нарушающее правила конференции, и принять меры воздействия (например, потребовать временного отключения нарушителя от эхоконференции) только после того, как сообщение уже послано в конференцию; модератор также не имеет технической возможности изъять сообщение из конференции. Поэтому поддерждание нормальной атмосферы в конференции в большей степени, чем от модератора, зависит от каждого участника конференции. Любое сообщение, помещенное в эхоконференцию, должно стоить того, чтобы его прочитали несколько сотен (или тысяч) подписчиков конференции, которые потратят на его получение собственные ресурсы и средства. Каждый подписчик должен в первую очередь сам следить за тем, чтобы его письма не нарушали правил конференции, не оскорбляли чувства других участников конференции, не содержали нелегальной информации или содействия нелегальной деятельности.

Файловые эхоконференции представляют собой средство автоматической рассылки внутри Fidonet различных файлов. Свое название они получили по механизму распространения через промежуточные узлы, аналогичному почтовым эхоконференциям. Реализация этого механизма обеспечивается тем, что вместе с файлом передается служебный файл, содержащий в себе информацию о принадлежности файла к какой-либо файловой эхоконференции и маршруте прохождения файла, краткое описание передаваемого файла и другие данные.

Появившись позже других методов передачи информации в FTN-совместимых сетях, файловые эхоконференции первоначально предназначались для автоматической рассылки файлов внутри группы читателей эхоконференций, то есть являлись удобным средством рассылки программ, рисунков, документации всем заинтересованным людям. В дальнейшем файловые эхоконференции быстро завоевали популярность как отличное средство автоматического получения новых программ, избавляющее пользователя от необходимости поиска их на различных BBS и извлечения в интерактивном режиме. Появились тематические файловые эхоконференции, не связанные с какой-либо конкретной эхоконференцией, а также авторские конференции (используемые, как правило, для распространения по сети новых версий авторских программных продуктов) и группы конференций. Официальные документы Fidonet, такие как электронный бюллетень Fidonet Newsletter и файлы изменений нодлиста, также распространяются по сети при помощи файловых эхоконференций.

В настоящее время на территории бывшего СССР имеют хождение около 150 файловых эхоконференций с общим траффиком, доходящим до 20 мегабайт в сутки. Тематику одной конференции могут составлять и достаточно произвольные программы (например, утилиты под MS-DOS), и новые версии какого-либо конкретного программного продукта. Существуют также конференции для распространения по принципу freeware и shareware программ, созданных различными объединениями программистов, а также конференции для рассылки электронных версий материалов некоторых компьютерных периодических изданий (например, газеты SoftMarket). Hедавно в Москве была создана группа файловых эхоконференций, по которой распространяются всевозможные авторские издания (фэнзины). Из-за рубежа в Россию приходят и достаточно специфичные конференции: справочная информация по генеалогии, фотографии исчезнувших в США детей, буддистские тексты и т.д.

В отличие от эхоконференции, неаккуратное обращение одного человека с файловой эхоконференцией -- например, посылка в нее очень большого файла, -- способно доставить крупные неприятности очень многим узлам, которые будут вынуждены распространять этот файл по сети. Поэтому координирование файловых эхоконференций ведется более жестко, чем координирование эхоконференций.

Как правило, файловые эхоконференции имеют только один источник заполнения в пределах распространения конференции. Это означает, что только один участник конференции (модератор) имеет право посылать в нее файлы; все желающие распространить какую-либо информацию в рамках конференции должны переправлять ее модератору, который принимает решение о том, обладает ли информация достаточной ценностью для передачи ее в конференцию. Правила некоторых файловых эхоконференций допускают помещение в них информации любым участником конференции, но только с разрешения модератора. Существуют также постмодерируемые файловые эхоконференции, в которые любой их участник может отправлять файлы без предварительного согласования с модератором; иногда это кончается тем, что один из участников конференции случайно или намеренно помещает в нее очень большой и совершенно ненужный остальным файл, и конференция переводится в разряд премодерируемых.

Кроме описанных выше основных видов траффика программное обеспечение Fidonet поддерживает файловые запросы (file requests), механизм которых позволяет в одном сеансе связи как передать на FTN-совместимую систему запрос на получение некоего файла, так и получить его, если он присутствует в списке файлов, определенном на системе, к которой был обращен запрос; это похоже на получение файла с BBS, но не вручную, а автоматически. Файловые запросы могут передаваться только напрямую, без использования маршрутизации. Поддержка файловых запросов является личным делом оператора конкретного узла, и многие узлы ограничивают или вообще запрещают их из-за большой нагрузки на систему, которую может создать запрос. В общем и целом операторы узлов, особенно крупных, склонны рассматривать файловые запросы скорее как помеху работе узла, и к людям, злоупотребляющим использованием этого механизма, в Fidonet относятся неодобрительно.
"Железо" и "софт" Fidonet
Компьютеры и модемы.

Основной компьютерной платформой Fidonet и FTN-совместимых сетей с момента возникновения Fidonet были и остаются IBM PC-совместимые персональные компьютеры. Hесмотря на то, что существуют программы, позволяющие организовывать узлы FTN-сетей на платформах Apple Macintosh и Amiga, компьютеры этих типов получили в Fidonet слабое распространение.

"Машинный парк" Fidonet пестр и разнообразен, однако у него есть одна характерная черта -- весьма низкий процент brand name и мощных компьютеров. Hевелика в нем и доля компьютеров, купленных в собранном виде. Hекоммерческий характер Fidonet обуславливает то, что большинство членов сети собирают свои машины сами, покупая комплектующие и модемы в небольших компьютерных фирмах
Категория: Фидо | Добавил: maxwell (22.07.2007) | Автор: Б.Л. Палеев 2:5020/113
Просмотров: 9361 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
» Форма входа

» Поиск

» Друзья сайта

» Статистика


Copyright Maxim Gribanov © 2024
Хостинг от uCoz